Особое место
отвожу методу проектов и
информационным технологиям. Путем выполнения конкретных заданий (провести
опрос, записать интервью, изучить документ, прочесть книги, составить график и
т.п.) достигаются результаты, подтверждаются гипотезы, оформляются отчеты.
Проектная деятельность является в настоящее время одной
из перспективных технологий в образовании. Она позволяет максимально
активизировать интерес учащихся к предмету, развить навыки самостоятельной
работы, интегрировать разные предметы, способствует общению. Проектная
деятельность максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом
трудовом коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую
групповую и индивидуальную работу учащихся. Немаловажна работа учащихся в группах, когда, вступая в контакт, дети решают, в том числе коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию. Результаты проекта учащиеся чаще оформляют с помощью
компьютерных технологий.
Помимо уроков я придаю большое значение
исследовательской деятельности учеников во внеурочное время. Опора учителя -
способные, увлечённые дети. Большую
подготовительную работу я провожу в начале учебного года. Важно выявить
желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся занятия
исследовательской работой таковы: интерес к предмету; желание углубить свои
знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение
процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе и
другие.
Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под
руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования:
определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Постепенно
сложился определённый круг учащихся, которые регулярно занимаются такой
деятельностью. На местном материале раскрывается участие земляков в
важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и
культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его
могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Каждый урок начинается с небольшой информации по
стране, краю, району. Приучаю ребят смотреть информационные
программы, работать с периодической печатью. Начиная с седьмого класса,
учащиеся самостоятельно готовят информационные
сообщения на урок.
На уроке организуется работа с текстом учебника, с документами,
картами, таблицами, схемами, картинами и иллюстрациями.
Во-первых, чтобы ученики могли
вести самостоятельный поиск, необходимо предварительное овладение рядом
технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы
учащихся, как составление простых и развернутых планов, тезисов, составление и
заполнение таблиц, конспектирование, рецензирование,
подготовка устных сообщений по теме урока, в ходе
которой дети учатся отбирать, перерабатывать, анализировать информацию,
осмысливать понятия, творческая
переработка информации (составление кроссвордов, ребусов, тестов,
презентаций и т.д.), решение
познавательных заданий.
Объяснение нового материала сопровождаю заданиями для учащихся. Например,
выписать новые термины, даты и события. В 5 классе объяснение новой темы может
перерасти в диалог с учащимися, т. е. по ходу рассказа я обращаюсь к классу с
вопросами, чтобы они вспомнили изученный ранее материал, критически отобрали в
памяти нужные эпизоды и творчески работали вместе со мной.
Образцы проектов учащихся можно посмотреть во вложенном файле
Использованная
литература
1.Алексеев,
Н.Г. Концепция
развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович //
Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.
2. Алексеев,
Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской
деятельности [Текст] / Н.Г. Алексеев,
А.В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2006.
3.Арцен,
М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся [Текст] / М.Н. Арцен // Завуч.- 2005.- №6.- С.4
4. Савенков, А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть
«образовательный предел» [Текст] / А.И. Савенков// Директор школы. -
2003. - №10. - С. 35-40.
5.Чечель, И.Д. Исследовательские проектыв практике обучения. [Текст] /И.Д. Чечель// Практика
административной работы в школе.- 2003. - №6. – С. 24-30.
6. www.admkrai.kuban.ru (сайт
администрации Краснодарского края).
7. http://www.kubanoved.kubannet.ru (сайт для учителей кубановедения по обмену опытом).
8. http://23-region-biz.com.ru (информация о крае
по различным направлениям).
9. http://kuban.retroportal.ru/index.html (кубанские события 18-20 в.в., архивные документы историков, краеведов,
текстовые и визуальные материалы).
|