Преподавание кубановедения

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню
  Кто, если не мы  

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Uploader

...

Главная » Файлы » Мои файлы

Гражданское воспитаниеБелякова Наталия Николаевна учитель истории, обществознания, кубановедения МБОУ ОШ 32 хутора Грушевого МО Белоре
12.12.2014, 01:09

Цель– развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданственной ценности для осознания своей неразрывности с Отечеством

Задачи:

1.     Расширять и углублять знания о традициях семьи и школы;

2.     Развивать познавательный интерес к истории, культуре малой Родины;

3.     Формировать ценностные ориентации личности;

4.     Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа;

5.      Вырабатывать установку на патриотическую деятельность

 

В  процессе  социализации,  одним  из  инструментов которой  является  школа,  закладываются  ценностные  ориентиры  школьника,  происходит  формирование его личности.  Воспитание  гуманности  и  толерантности,  гражданственности  и  патриотизма, нравственной культуры является  актуальной  проблемой  современного  образования,  в решение  которой  важную  роль  играют  уроки  патриотического  воспитания.

 

 Введение

С чего же начинается патриотическое воспитание? Стоит ли в наше время уделять этому вопросу серьезное значение? Станут ли такие понятия как патриот, чувство патриотизма, Родина, отчизна, гражданин, чувство долго значимыми для школьников? И во что должен верить сам учитель, родитель, говорящий о патриотизме?

       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства РФ, - это целенаправленный процесс формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Современный подход к процессу воспитания, реализуемый Министерством образования, закрепил за учителем обязанности по формированию патриотизма как приоритетного направления в становлении активной жизненной позиции россиян. Мое глубокое убеждение, что патриотизм – это чувство, которое не прививается, а зарождается само собой в среде, богатой духовно-нравственной культурой и уважением к традициям и заслугам прошлого. А тесное сотрудничество учителя и родителей приведет к желаемому результату.

Цель патриотического воспитания – развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданственной ценности для осознания своей неразрывности с Отечеством.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит формирование патриотизма как личного качества. Исходя из этого, определяю задачи:

1.Расширять и углублять знания о традициях семьи и школы;

2.Развивать познавательный интерес к истории, культуре малой Родины;

3.Формировать ценностные ориентации личности;

4       Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа;

5. Вырабатывать установку на патриотическую деятельность.     

«Аристотель  размышляя  о  том,  кто  вернее  судит  о  достоинствах  корабля:  строители – корабельщики  или  моряки,  пришел  к  выводу,  что  последнее  слово  всегда  оставаться  за теми,  кто  плывет.» Так  и  мы  о  достоинствах  своего  воспитания  определяем   через   поступки   своих  учеников.

 По моему мнению, одной из значимых предпосылок действенного патриотического воспитания является воздействие на эмоциональную сферу учащихся. Патриотизм в значительной мере формируется в школьные годы, в дальнейшем он становится лишь более осознанным. Значит, все мероприятия должны быть направлены на глубокий эмоциональный отклик детей. Патриотизм должен стать личным достоянием человека, частью его духовного мира, только в этом случае полученные знания будут побуждать ребенка к действиям и определять его отношение к жизни, к современной Российской действительности. Результаты, полученные на основе анализа диагностики потенциалов патриотического воспитания в семье, и мой подход к этому направлению воспитания, легли в основу данной  работы.

Анализируя  педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств у подростков средствами краеведения,  мы рассматриваем гражданственность как социальную ценность, важную для  государственности как социального института общества и самого человека, а патриотизм как нравственную характеристику, основанную на чувстве принятия Родины, и ценность, которая сложилась исторически в обществе.

Из  наблюдений  мы предположили, что в подростковом возрасте, на протяжении всего этого периода, у школьника  наблюдается изменяющееся понимание сущности гражданственности и патриотизма, а формирование гражданственности предстает как проявление более развитой интегративной характеристики патриотизма, которая наступает уже в позднем подростковом возрасте.

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время.

В работе по формированию   ценностных  ориентаций  я  выделила три важных направления:

2. Место уроков  мужества   в структуре воспитания общечеловеческих ценностей.

Уроки  мужества  способствуют   формированию качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками: нравственным (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность), правовым (правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода);  социально-политическим  (гражданская активность, политическая культура, патриотизм).

Любое мероприятие должно тщательно готовиться. Успех его зависит от подготовки, подбора материала, учета возраста учащихся, учета временных рамок мероприятия, и, конечно, от созданного благоприятного морально-психологического климата, от которого зависит – будет ли построен  тот незримый мост между поколением ветераном и молодым поколением, начнется ли очень важный момент трансляции исторической памяти, живое общение «ветеран – ученик –ветеран».

Я предлагаю все это увидеть на примере организации и проведения «Уроков мужества», посвященного памятным датам «Снятия блокады  Ленинграда»  и  «Сталинградской  битве»:

 - 27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда.

-2 февраля 1943 года – освобождение  Сталинграда

Эти  уроки были открытыми для учителей   и  учащихся   х.  Грушевого.  Присутствовали  учащиеся  5-9 классов,  учащиеся  мало   знают  о  войне,  мы   стараемся  в  течение  всего  года  проводить  уроки  изучения страниц истории Великой Отечественной войны.

Учащиеся получают задания, один  из  вариантов  написать сочинение «Разговор с ветераном». В этих сочинениях реализовались цель Урока и его задачи – это можно судить по строкам, написанным от взволнованной, неравнодушной, уже начавшей формироваться, личности гражданина-патриота.

Пишет Майский  Григорий: «Василий  Акимович Кроль так заинтересовал своим рассказом, что я заслушался.  Рассказ  ветерана, можно было бы слушать, пока у него не закончились бы истории. А еще меня поразило количество  орденов и медалей. На груди ветеранов не было просветов: вся грудь и первого и второго ветерана была в медалях, видно, они были храбрыми солдатами и совершили много подвигов…»

Николаев Роман   по-философски раскрывает тему защиты Отечества: «…Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой… Воин живет в каждом из нас, но только до грозного часа скрыто…» В сочинении Романа, как и во многих работах учащихся, есть слова благодарности ветеранам: «Ветераны молоды душой, несмотря на возраст. Я благодарю этих людей, которые дали не только мне, но и всем нам будущее, и от всей души хочу пожелать им такой же энергии, молодости и всего самого наилучшего».

Подведя итоги урока  можно с уверенностью сказать, что цель Урока Мужества – трансляция живой исторической памяти времен Великой Отечественной войны от поколения фронтовиков к поколению подрастающему – достигнута. Подтверждением служат строки из сочинения Боярских  Анастасии : «Прозвенел звонок, но мы сидели на своих местах, ведь интересно знать, как жили, как защищали родной край. Защитников с каждым годом становится все меньше и меньше, поэтому нельзя упускать момент, не общаясь с ними…»

Одно из условий формирования патриота— воспитание правдой. Только активная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников.

 3. Воспитание гражданской  позиции,  через  поисково- исследовательские  работы. 

Сегодня включение форм и средств поисково – исследовательской  деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как инновация, собственно понятие «инновация» есть «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образовательной и воспитательной  деятельности: они должны быть включены в имеющиеся уже формы и методы педагогического процесса, как проверенные временем и практикой.

Историческое знание сегодня – знание особое, целью его и его содержанием является формирование исторического мышления, которое наполнено содержанием всего человеческого существования. Поэтому обучение истории должно быть наиболее приближено к требованиям личности, должно активизировать личностно-ориентированный процесс познания, формировать историческое мышление с самых ранних стадий формирования личности.  

               Метод поисково  -  исследовательской  по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

     Китайская пословица «Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – и это станет моим навсегда» как нельзя лучше характеризует  посково- исследовательскую  деятельность.      

Следует понимать, что предметность, убедительность и эмоциональность проектно- исследовательской   информации создают важнейшую предпосылку для выполнения образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности.

Поисково- исследовательские  работы:

1. «Земля отцов – моя земля. Ремесла  моей  семьи»

2. «Освобождение  Белореченского  района  от  немецко-фашистских захватчиков. Хутор  Грушевый  в  годы  Великой  Отечественной  войны».

3. «Народное образование Белореченского  района. Первые  учителя  и  ученики  хутора  Грушевого.»

4. «Старожильческая  традиционная  народная культура Белореченского  района.»       

    Поисковая работа расширяет кругозор учащихся, формирует познавательные интересы и способности, позволяет побеждать в конкурсах различного уровня.

   Вся  деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на  формирование  ценностей патриотизма, чувства долга перед Отечеством,  ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поисковая и исследовательская деятельность в нашем школьном музее формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.

 

4.Роль  тимуровской  работы  и  уход  за  Братской могилой  в  формировании  ценностных  ориентаций.

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти  на братском захоронении, над которым шефствует наша школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении).

Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда. Оказание  посильной  тимуровской  помощи ветеранам.

Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.

Таким образом, понимание ценностей  патриотизма и гражданственности является важной стороной формирования гражданско-патриотических качеств у подростков и актуальной образовательной задачей для педагога. Гражданско-патриотическое воспитание подростков предполагает использование образовательных возможностей микросоциума, в частности, через уроки  мужества,  проектно- исследовательские работы тем, чтобы культурно-историческое наследие малой родины работало на комплексное формирование ценностных ориентаций   подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: marina
Просмотров: 535 | Загрузок: 5 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 marina  
0
Белякова  Наталия Николаевна учитель   истории, обществознания,  кубановеденияМБОУ  ОШ 32 хутора ГрушевогоМОБелореченский район

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Чат

Ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Википедия
  • Фан-Сайт
  • Изучение


  • montaque 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz